rehab.ru

Портал о зависимостях и реабилитации

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Notice: Undefined property: plgContentValAddThis::$_ui_language in /www/vhosts/rehab.ru/html/plugins/content/valaddthis.php on line 603

О реализации Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на региональном и муниципальном уровнях

Доклад председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на выездном совещании председателя ГАК по теме: «О реализации Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на региональном и муниципальном уровнях в форме антинаркотических планов органов местного самоуправления», Московская область, г. Красногорск, 17 сентября 2013 года.

Уважаемые коллеги!

 

Ситуация с наркопотреблением в стране продолжает оставаться крайне острой.

 

По результатам мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, около 18 миллионов жителей нашей страны или 12,5% от общего населения страны хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. Среди них психоактивные вещества регулярно или эпизодически употребляют 8 миллионов человек или 5,6% от общего населения Российской Федерации. Согласно экспертным оценкам, ежегодно от наркотиков в Российской Федерации умирает как минимум 20 – 30 тысяч молодых людей.

 

При этом эффективность деятельности наркологической службы крайне низкая, в социум обратно возвращается менее одного процента от всех наркопотребителей. А национальная система реабилитации, которая могла бы дополнить наркологическую службу и создать единую медицинско-социальную систему, до сих пор не создана.

 

Государство тратит немалые деньги на наркологию, которая по времени и усилиям занимает первые 5-10 % от единого долгосрочного процесса вылечивания и возвращения человека в социум. А на остальные 90 процентов – не тратит.

 

А это, примерно, то же самое, что, скажем, сводить пятичасовую операцию больному к первому получасу. Усыпили, промыли, подготовили и ввели обезболивающее, затем разрезали и через полчаса зашили. Но если в случае с такой прерванной операцией абсурдность очевидна, то в случае с ресоциализацией мы уже стали воспринимать медицинскую наркологическую помощь как альфу и омегу, начало и конец процесса вытаскивания человека из бездны наркомании и возвращения его в строй.

 

Для характеристики ситуации приведу показательный пример.

 

Молодой человек, назовем его Михаил, неплохо учился в школе, занимался спортом и в целом имел неплохие перспективы. К восемнадцати годам он уже профессионально играл в футбол за команду своего города, что позволяло ему уверенно смотреть в будущее. Беда пришла неожиданно - на одной из тренировок Михаил повредил ногу, что поставило крест на его карьере профессионального футболиста. Тяжело переживая потрясение, он начал пить, а потом перешел на наркотики. Жизнь превратилась в порочный круг – тюрьма, больница для наркоманов, снова тюрьма.

 

Не выдержав потрясений, умер отец, а мать и сестра практически от него отказались. Жизнь нашего героя должна была достаточно быстро окончиться на кладбище.

 

Развязка в судьбе наступила неожиданно. Под давлением обстоятельств во время кратковременного «просветления» и не без нашей помощи Михаил решил попробовать пройти курс реабилитации.

 

Сейчас он уже несколько лет в ремиссии, работает консультантом по химическим зависимостям в одном из реабилитационных центров, мотивируя наркозависимых – таких же, каким он еще вчера был сам – пройти реабилитационный курс и вернуться к нормальной жизни.

 

Уже не одна жизнь спасена Михаилом. Таких, как Михаил, немало. Более полутысячи бывших наркопотребителей трудятся в негосударственных реабилитационных центрах в качестве волонтеров, консультантов, помогают потребителям наркотиков остановиться, когда это еще можно сделать.

 

Эта история является подтверждением тезиса о том, что победить зло наркомании одними полицейскими методами невозможно.

 

Невозможно перевоспитать наркомана, посадив его в тюрьму. Скорее, напротив, в тюрьме он может научиться и другим формам криминального поведения. Проблема наркотизации общества может быть решена только комплексными мерами на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

 

Именно понимание необходимости форсированным образом находить пути решения данной проблемы легло в основу решения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина поручить ФСКН России разработку государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ».

 

В настоящее время Программа прошла необходимые согласования и подготовлена для представления Президенту страны.

 

Следует отметить, что уже сегодня в субъектах Российской Федерации развернута активная работа по созданию региональных сегментов реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, которые сформируют в дальнейшем Национальную систему. В регионах начинают целенаправленно выстраивать механизмы возвращения наркопотребителей в общество.

 

В стране успешно и высокоэффективно действуют десятки реабилитационных негосударственных центров. Имеется несколько и государственных.

 

Так, в системе социальной защиты в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре действует центр «Феникс».

 

В Московской области в структуре социальной защиты населения уже не первый год успешно работает центр реабилитации наркозависимых «Чайка». Центр работает по программе «Монар», которая основывается на педагогической системе А.С. Макаренко, методе трудовых коммун. Подобные примеры есть и в ряде других регионов.

 

Еще один замечательный пример в Московской области – центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних «Ариадна», который в этом году отметил десятилетний юбилей своей работы. Считаю, что положительный опыт работы этого центра необходимо распространять по территории всей страны, так как центр уже показал на деле свою эффективность: не один десяток выпускников, которые пришли в центр «трудными подростками», сейчас заканчивают учебу в вузах и устраиваются на работу, создают семьи.

 

Вместе с тем, говорить об успехах формирования системы полноценной помощи потребителям наркотиков и их близким пока рано.

 

В мой адрес в письмах, по электронной почте, а также на телефон доверия ФСКН часто обращаются граждане, которые жалуются на то, что им некуда обратиться, - в их регионах отсутствуют центры доступной помощи по реабилитации.

 

Приведу лишь одно коллективное обращение жителей Ставропольского края:

 

«Обращаются к Вам матери детей, попавших в страшную беду – наркотическую зависимость… Столкнувшись с наркотической заразой мы остались с ней один на один, без действенной помощи официальной медицины и органов государственной власти. Оставшись один на один с проблемой, мы нигде не можем найти поддержки и внимания. Только объединившись с такими же несчастными, чьи близкие, дети, друзья стали наркоманами, мы изо всех сил боремся за их жизни.

 

Как вернуться здоровым в семью, в общество? Ведь за каждым наркоманом или алкоголиком тысячи поломанных жизней их матерей, отцов, малолетних детей. Проходит немного времени, и наркозависимый сам становится распространителем заразы, не отдавая отчет своим действиям, когда мир для него сужается до единственного – дозы.

 

Куда обращаться, если медицинские учреждения не помогают излечиться нашим детям, как от наркомании, так и от алкоголизма? Просим Вас вникнуть в нашу проблему. Таких, отчаявшихся как мы родителей, очень и очень много! Мы не знаем, как достучаться до властей…».

 

К сожалению, приходится признать, что в отдельных регионах центров реабилитации наркопотребителей практически нет. Одна из причин такой ситуации – отсутствие стабильного финансирования системы реабилитации. Большинство негосударственных центров реабилитации существуют исключительно за счет энтузиазма их руководителей и сотрудников.

 

В настоящее время государством финансируется только незначительная медицинская составляющая реабилитационной помощи наркозависимым.

 

Да, периодически государством выделяются бюджетные средства на гранты социально-ориентированным организациям, однако они не могут обеспечить стабильное существование таких центров.

 

Отрадно, что буквально на днях, 12 сентября, принято Постановление Правительства № 801, в котором предусматривается грантовая поддержка организаций гражданского общества, осуществляющих профилактику немедицинского потребления наркотиков, комплексной реабилитация и ресоциализации потребителя наркотических средств.

 

Однако этого абсолютно недостаточно.

Необходимость оплаты труда привлекаемых специалистов, аренды, услуг ЖКХ и многих других расходов ставят руководство этих центров перед выбором: либо работать на платной основе, что резко ограничивает доступность реабилитационных программ, либо вообще прекратить свое существование.

 

Крайне важно вводить новые механизмы финансовой поддержки негосударственных организаций в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Кроме грантов, это могут быть государственные субсидии и сертификаты на реабилитацию.

 

Отсутствие необходимых механизмов контроля качества реабилитации в негосударственных реабилитационных центрах со стороны государства является еще одной существенной проблемой. В настоящее время реабилитационная деятельность осуществляется фактически без соответствующих регламентов и стандартов.

 

И в этих условиях от государства требуется поддержка энтузиастам из числа руководителей реабилитационных центров. У нас же зачастую происходит наоборот: государственные органы предпочитают указывать на незаконность деятельности по реабилитации, вместо того, чтобы на своем уровне разработать необходимые регламенты для поддержки уже существующей деятельности, которая имеет общегосударственную значимость.

 

Основой всей национальной системы реабилитации должен стать институт сертификата на реабилитацию, позволяющий государству на региональном уровне полноценно финансировать реабилитационную деятельность, сертификат, который реализуется на основе региональных и федеральных бюджетов через дотации региональным бюджетам после начала работы ГМП.

 

Лидером здесь является Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, который постановлением правительства «О предоставлении сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями» утвердил порядок предоставления наркопотребителям сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации.

 

Необходимо тщательно изучить опыт Югры и в ближайшие месяцы отработать подобный механизм в других субъектах Российской Федерации.

 

Уважаемые коллеги!

 

К настоящему времени за последние пять лет созданы практически все основные элементы единой антинаркотической системы страны.

 

Утверждена и реализуется Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года, готова к утверждению ГМП, создана своего рода антинаркотическая вертикаль управления - от ГАК до муниципальных антинаркотических комиссий.

 

Наступило время, когда мы должны провести системную интеграцию национальных действий по реализации антинаркотической политики.

 

И решающим звеном здесь является муниципальный уровень. Именно здесь - в сёлах, городах и муниципальных районах - происходят важнейшие события нашей российской жизни.

 

Именно здесь мы обязаны сконцентрировать все наличные ресурсы, как финансовые, так и административные, идеологические и другие, чтобы действовать адресно и с проверяемой эффективностью.

 

С декабря текущего года, в соответствии с федеральным законом 120-ФЗ от 7 июня, субъекты федерации и органы местного самоуправления получат право проводить мероприятия в области профилактики наркомании, включающие реабилитацию и ресоциализацию наркопотребителей.

 

За последние три года в стране практически везде созданы муниципальные антинаркотические комиссии.

 

Считаю, пора выходить на единый управленческий механизм в виде муниципальных антинаркотических планов или программ. Скорее всего, горизонт планирования при этом не должен быть больше одного года. Предлагаю следующий год сделать годом муниципальной антинаркотической политики и отработки таких планов.

 

В связи с колоссальным значением правильно организованной работы в муниципальных районах и городах, предлагаю так же совместными усилиями ГАК и глав субъектов Федерации провести в марте следующего года в Москве Съезд антинаркотических комиссий России, где от каждого района и региона будет по 2-3 представителя.

 

Съезд следовало бы провести в современной активной форме, возможно, с предварительной научно-практической конференцией.

 

В основу таких МАП должны быть положены минимум 4 принципиальных блока:

 

  • выявление наркопотребителей и их мотивирование на реабилитацию;
  • непосредственно реабилитационные программы, где есть возможности – те же реабилитационные центры;
  • постреабилитационные программы, включая вопросы социальной реинтеграции и, прежде всего, трудоустройства;
  • базовая профилактика с опорой на предупреждение, превенцию, где правильно поставленное образование и социально-экономическое развитие играют основную роль.

 

Таким образом, именно муниципальный район должен стать, наряду с семьёй и индивидом, головным заказчиком на реабилитацию.

 

Государственная антинаркотическая политика должна начинаться на местном, муниципальном и районном уровне.

 

Работы здесь непочатый край.

 

Это и работа участковых, социальных работников, которые осуществляют патронат; сотрудников органов опеки; комиссий по делам несовершеннолетних. На уровне муниципалитетов необходимо продолжать развитие профилактических, волонтерских проектов. Очень важно работать с трудными подростками и с их семьями, заниматься организацией семейной профилактики в форме Родительских клубов, Родительских патрулей.

 

Также на муниципальном уровне необходимо развивать проекты организации постреабилитации наркозависимых, успешно окончивших курс реабилитации, адаптацию их в общество посредством трудоустройства, включения в здоровые досуговые сообщества, группы взаимопомощи.

 

Представители муниципалитетов совместно с органами внутренних дел и ФСКН могут собирать и анализировать информацию о местных особенностях наркопотребления, которую необходимо ежеквартально обсуждать на заседаниях антинаркотических комиссий.

 

Полученная информация позволит сформировать целевой запрос на реабилитацию в региональные органы власти, исходя из реального количества людей, которые нуждаются в помощи амбулаторной или стационарной в связи с потреблением наркотиков и алкоголя.

 

Так же совместно с территориальными управлениями ФСИН, ФСКН и МВД России необходимо принять отдельные особые меры по организации системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, привлеченных к административной ответственности, а также условно осужденных и осужденных с отсрочкой отбывания наказания, признанных в установленном порядке наркоманами, изъявивших перед судом желание добровольно пройти курс реабилитации, а также потребителей наркотиков, освобождающихся из мест лишения свободы.

 

Очень важно активно задействовать в антинаркотическую деятельность на муниципальном уровне потенциал неправительственного сектора.

 

Локомотивом деятельности должны стать региональные программы комплексной реабилитации, которые уже сегодня необходимо разрабатывать и предусматривать в бюджетах.

 

В соответствии с президентским приоритетом по созданию национальной системы комплексной реабилитации необходимо кардинально переформатировать существующие региональные антинаркотические программы, центральное место в которых должна занимать немедицинская реабилитация.

 

На региональном уровне необходимо решать вопросы о создании, расширении и поддержке необходимой реабилитационной базы и инфраструктуры реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков совместно с федеральными органами власти. Также необходимо решать вопросы о создании амбулаторных и стационарных программ реабилитации и ресоциализации, консультативных мотивационных служб, домов на полпути и служб постреабилитационного сопровождения, обеспечения возможности повышения кадрового потенциала специалистов в сфере реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков.

 

На уровне субъектов Российской Федерации должны быть определены уполномоченные органы исполнительной власти и созданы координационные центры, обеспечивающие работу сети реабилитационных центров и информационной инфраструктуры, учет наркопотребителей, выдачу сертификатов на реабилитацию.

 

Здесь, как уже указывалось, нужно активно включать систему социальной защиты населения, поскольку только этот сегмент исполнительной власти может вести длительное сопровождение направляемых на реабилитацию.

 

Поскольку Московская область богата программами, государственными и общественными центрами реабилитации и ресоциализации, предлагаю сделать Московскую область пилотной площадкой по отработке механизмов государственно-общественного партнерства в деле реабилитации и ресоциализации наркозависимых с использованием сертификатов на реабилитацию.

 

Коллеги, основы Национальной системы комплексной реабилитации должны быть сформированы уже в следующем 2014 году.

 

Время не ждёт.

 

Спасибо за внимание!

 

Календарь

2017
Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Социальные сети

Присоединяйтесь к общению в социальных сетях

Follow on LiveJournal Follow on VKontakte

Авторизация

Авторизуйтесь для того, чтобы принимать участие в жизни сообщества портала.

При ошибках авторизации воспользуйтесь сервисом "Забыли логин?".

Если не удаётся решить проблему, пишите Администрации rehab.ru